COVID-19. Оспорить штрафы
Звоните нам по телефону +7(495)543-44-61, пишите на почту info@cpravo.ru

Оспаривание Постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение карантина и режима самоизоляции

 

Возможно ли оспорить штраф за нарушение правил поведения, предусмотренные режимом повышенной готовности?

 

В марте 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-2019 во всех регионах РФ был введен режим повышенной готовности, включающий в себя ряд правил в отношении граждан и юридических лиц.

Например, в Москве режим повышенной готовности на настоящий момент предусматривает правила, ограничивающие и строго регламентирующие возможность граждан передвигаться по городу, кроме этого фактически приостановлена деятельность многих организаций.

Ответственность за нарушение указанных правил предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ, а за нарушения, повлекшие особо тяжелые последствия также и Уголовном кодексом РФ.

 

Административная ответственность за нарушение правил поведения, предусмотренных режимом повышенной готовности

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-гигиенических правил и нормативов, невыполнение противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение предписания (постановления) или требования уполномоченного органа власти (должностного лица) в виде административного штрафа в размере:

·         на граждан в размере от 15 000 до 40 000 рублей;

·         на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 50 000 до 100 000 рублей;

·         на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

В исключительных случаях деятельность ИП и юридического лица может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

·         на граждан в размере от 150 000 до 300 000 рублей;

·         на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 300 000 до 500 000 рублей;

·         на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей.

В исключительных случаях деятельность ИП и юридического лица может быть также приостановлена на срок до 90 суток.

 

Согласно разъяснению Верховного суда РФ, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 Утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года вышеуказанные нормы КоАП РФ применяются в отношении следующих физических лиц:

·         лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;

·         лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции,

·         лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания,

·         лица, находящиеся или находившиеся в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания,

·         лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания,

·         лица, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим,

Кроме этого, санкции указанных норм могут применяться как к физическим, так и к юридическим лицам, не выполнившим в установленный срок законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица) осуществляющего федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.

Для остальных лиц, нарушивших установленные правила повеления на территории действия режима повышенной готовности, предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере:

·         на граждан в размере от 1 000 до 30 000 рублей;

·         на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей;

и индивидуальных предпринимателей в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

·         на юридических лиц - от 150 000 до 300 000 рублей.

При этом, если указанные нарушения совершены повторно либо привели к причинению вреда здоровью человека или имуществу, но не содержат состава уголовно наказуемого деяния, ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:

·         для граждан штраф в размере от 15 000 до 50 000 рублей;

·         для должностных лиц от 300 000 до 500 000 рублей дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

·         и индивидуальных предпринимателей в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

·         на юридических лиц - от 150 000 до 300 000 рублей.

В исключительных случаях деятельность ИП и юридического лица может быть также приостановлена на срок до 90 суток.

Указанные санкции статьи 20.6.1 КоАП РФ применяются, например, в отношении граждан, не относящихся к категориям, в отношении которых применяется статья 6.3 КоАП РФ, но не исполняющих указание уполномоченного органа власти, например, не находящихся по месту своего жительства без законных оснований.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и должностных лиц указанная норма применяется, в частности, в тех случаях, когда они не прекратили осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в помещениях, вопреки введенным на этой территории правилам режима повышенной готовности.

 

Возможно ли оспорить постановление о привлечении к административной ответственности?

В ряде субъектов Российской Федерации, например в городе Москве, были добавлены новые нормы в соответствующие региональные кодексы об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушения правил поведения в период действия режима повышенной готовности. В результате возникли противоречия с вышеприведенными нормами КоАП РФ.

Вопрос о наказании за указанные правонарушения относится к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов, что следует из ст. ст. 1.3. и 1.3.1 КоАП РФ. Приоритет КоАП РФ над соответствующими кодексами субъектов Российской Федерации следует из основополагающих принципов законодательства (статья 76 Конституции РФ), и находит свое отражение как в нормах КоАП РФ (статья 1.1.) КоАП РФ, согласно которой законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях должны приниматься на основе и в соответствии с КоАП РФ), так и в самих кодексах субъектов РФ (например, из ст. 1.1. КоАП Москвы следует, что данный кодекс устанавливает ответственность за административные правонарушения, не отнесенные КоАП РФ к ведению Российской Федерации).

Однако указанные противоречия привели к ряду ошибок при составлении постановления о привлечении к административной ответственности.

Верховный суд РФ разрешил данные противоречия, указав в ответе на вопрос 17 Обзора, Утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года, что за указанные правонарушения необходимо применять санкции, предусмотренные КоАП РФ.

Соответственно, постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные в соответствии с КоАП Москвы (или иного кодекса субъекта РФ) могут быть оспорены и отменены.

Но указанные ошибки, вызванные противоречием между федеральным законом и законами субъектов не являются единственными.

Из-за относительной новизны законодательства на практике часто встречаются случаи его неверного понимания и применения сотрудниками уполномоченных органов власти и судами. Например, имеют место случаи, когда граждан незаконно штрафуют за выход из дома в магазин или на прогулку с собакой. В данных случаях также есть возможность отменить постановление о привлечении к административной ответственности.

Кроме этого, следует учитывать, что при привлечении лица к административной ответственности процедура должна соответствовать ряду обязательных формальных требований. Существенное несоблюдение или нарушение данных требований должностным лицом или судьей может повлечь отмену спорного постановления о привлечении к административной ответственности. Как следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и возвращения дела на новое рассмотрение являются существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В судебной практике к таким нарушениям, в частности, относят:

·         рассмотрение дела субъектом административной юрисдикции при наличии оснований для его отвода или самоотвода;

·         рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и (или) потерпевшего, не извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела;

·         отсутствие в постановлении подписи субъекта административной юрисдикции либо подписание постановления не тем субъектом административной юрисдикции, который в нем указан;

·         необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по месту его жительства, а также оставление такого ходатайства без рассмотрения;

·         не разрешение ходатайств, заявленных участниками процесса, при рассмотрении дела по существу.

Стоит учитывать, что даже при наличии и доказанности вины и при отсутствии формальных нарушений в вашем деле суд при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство, должен исходить из того, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности. Об этой необходимости также напомнил Верховный суд РФ в ответе на вопрос 17 Обзора, Утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.

На практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ судьи часто снижают размер штрафа или заменяют штраф предупреждением.

Однако чтобы проанализировать дело для оценки перспектив и выбора оптимального способа защиты рекомендуем обратиться к юристам.

Почему Вам стоит обратиться в ООО «Центр Права и Защиты»?

Мы работаем в области оказания юридических услуг 22 года и имеем опыт работы по оспариванию Постановлений о привлечении к административной ответственности.

Мы готовы предложить свои услуги по защите прав и интересов как физических, так и юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Звоните нам по телефону +7(495)543-44-61, пишите на почту info@cpravo.ru

Loading...